Основные понятия и определения

Основные понятия и определенияИсходя из этого условия, легко доказывается, что захват металла может быть осуществлен, если коэффициент трения равен или больше тангенса угла захвата. Анализ этого равенства показывает, что с точки зрения возможности захвата металла валками допускаемое обжатие прямо пропорционально диаметру валков и непосредственно зависит от угла захвата. Увеличение угла захвата возможно путем повышения коэффициента трения.

Величина коэффициента трения в свою очередь зависит от скорости вращения валков, состояния поверхности валков и металла, давления валков на металл, температуры металла и валков, природы металла, смазки и т. д. Экспериментально доказано, что уменьшение скорости прокатки способствует захвату. Поэтому, если прокатный стан допускает регулировку скоростей, то в первых проходах прокатку ведут с меньшим числом оборотов валков, так как условия захвата металла в этом случае наиболее затруднены. С целью увеличения трения при прокатке сталей подсыпают песок или натирают слиток и валки мелом.

Когда хотят работать с большими углами захвата при прокатке профильного металла, на валках делают насечки. Прокатка цветных металлов и сплавов обычно ведется с небольшими обжатиями, так как требуется получить высокое качество поверхности. На основании исследований различных авторов, угол захвата при горячей прокатке железа и стали в гладких валках колеблется от 22 до 24°. Горячая прокатка цветных металлов производится при значительно меньших предельных углах захвата.

Так, угол захвата при горячей прокатке листовой латуни составляет 12-14° и соответствующие этим углам коэффициенты трения 0,213-0,249, Углы захвата при холодной прокатке, как правило, значительно меньше. Это отношение показывает, какую часть от диаметра валка может составлять обжатие при существующем коэффициенте трения, и называется коэффициентом захвата.

В гладких валках при горячей прокатке железа и стали предельный угол захвата определяет обжатие диаметра валков.