Основные понятия и определения

Основные понятия и определенияКованые и штампованные изделия, по сравнению с изделиями, получаемыми литьем, обладают повышенными механическими свойствами, поэтому чем выше требования, предъявляемые к прочности машин, тем больше в ней кованых и штампованных деталей. В современном паровозе таких деталей до 60%, в автомобиле до 80%, а в самолете до 85% (по весу машин). К операциям ковки можно отнести следующие: осадка, вытяжка, образование уступов, прошивка, обрубка, кручение, изгиб.

Основное место в ковочном (кузнечном) производстве занимают осадка и вытяжка. Операция осадки производится для получения необходимой формы поковки или с целью улучшения структуры слитка.

В процессе осадки распределение деформации по сечению поковки чрезвычайно неравномерно. Исследования методом координатной сетки и измерение твердости показали очень высокую степень деформации в центральной части поковки, пониженную по бокам и весьма слабую у торцевой части.

Причиной образования трех объемов при осадке является трение заготовки о бойки молота. Поэтому, если путем осадки предполагается значительно повысить механические свойства материала, то следует произвести всестороннюю проковку заготовки или слитка. Средняя степень деформации поковки, полученной методом осадки заготовки, часто измеряется уковкой, а степень уковки определяется отношением высоты заготовки к высоте поковки или отношением соответствующих площадей Большим количеством экспериментальных работ и производственной практикой установлено, что для значительного повышения механических свойств металла необходимо иметь трехкратную уковку.

С величиной уковки тесно связано направление волокна в изделии. Если осадке подвергать литой металл, то образующееся волокно располагается в направлении главных деформаций растяжения, т. е. в радиальном.