Упругая деформация валков

Упругая деформация валковУпругая деформация валков складывается из их прогиба и из сжатия цилиндрической части (бочки) в радиальном направлении. Увеличение диаметра валков сокращает их прогиб, но увеличивает радиальное сжатие и поэтому не может предотвратить неравномерную деформацию материала. В производственных условиях при шлифовке валков стремятся создать такое очертание бочки, которое бы в момент нахождения металла в валках создавало между ними прямолинейную щель.

Однако на одних и тех же валках катается материал с различными механическими и физическими свойствами и это не дает возможности в большинстве случаев получить необходимые условия для прокатки с полностью равномерным обжатием. Ручьевая прокатка (в калибрах) во всех случаях протекает в условиях резко выраженной неравномерной деформации, что может быть обусловлено неправильной формой щели между валками, различной толщиной заготовки по ширине, а также различным пластическим состоянием прокатываемого материала.

Неравномерный нагрев и различный химический состав в разных зонах заготовки в свою очередь значительно усиливают неравномерность деформации. Многочисленные наблюдения и расчеты процесса прокатки показывают, что металл, попадая в валки, значительно увеличивает скорость движения. Если в начальный момент он движется медленнее валков, то при выходе опережает их. Однако эксперименты показывают, что нарастание скорости движения металла в очаге деформации превосходит увеличение горизонтальной составляющей окружной скорости валков.

Поэтому на некотором расстоянии от входа металла в валки скорости выравниваются. Современная теория прокатки доказывает наличие участка в зоне деформации, который имеет скорость движения металла, равную окружной скорости валков.

Этот участок называется зоной прилипания, величина которой зависит от уширения при прокатке и увеличивается с ростом последнего.